Как утихомирить кулер

Есть очень немаловажный вопрос: что делать, если шумит вентилятор? Наверное, это у многих животрепещущий вопрос. На который даны несколько очень дельных советов. Вот их и предлагаю вашему вниманию.

Совет первый. Самый тривиальный.
Отвинтить вентилятор от блока питания. Снять наклейку. Почистить от пыли и залить жидкое машинное масло (не подсолнечное только), и не забыть почистить между пропеллером и корпусом. Масла налить не ведро, а несколько капель. Иногда бывает, что винт стучит о корпус — тогда лопасти можно чуток подпилить.

Совет второй. Самый практичный.
Ничего отвинчивать не надо. Надо взять шприц с иголкой. Наполнить его маслом. Потом надо иголкой проткнуть наклейку и пластмассовую пробку под ней. Понадобится некоторое усилие. Ввести под пробку масло. Все. Никаких винтов-разборок-сборок и всего прочего. Разумеется, это сработает не во всех случаях. Бывает, что серединка вентилятора с наклейкой и пробкой скрыта под решеткой корпуса. В этом случае можно попробовать отвинтить только блок питания — это все же проще, чем разбирать все, вплоть до вентилятора…

Совет третий. Самый смелый.
Ну так вот, если он после смазки опять шумит — можно уменьшить его обороты:

  • Развинчивается корпус блока питания. (не забудьте его выключить…)
  • Ищутся 2 шнурка, идущие к пропеллеру.
  • Ищется «+» — он обычно красный.
  • Перерезается посередине (ну, или еще где, это не принципиально, главное ЕГО перерезать).
  • Впаивается переменный резистор (1-5 kOm).
  • Медленно его покручивая, находите такой момент, когда пропеллер при включении крутится без посторонней помощи (это самое главное, а то блок питания сгорит!). Желательно часа 3-4 просто погонять блок питания, изредка щупая его пальцем — вдруг перегревается, тогда надо уменьшать сопротивление.
  • Выключаете питание.
  • Выпаиваете резистор и измеряете его сопротивление.
  • Находите такой же резистор, только с постоянным сопротивлением.
  • Запаиваете его на то место, где был переменный.
  • Обматываете изолентой или каким-либо другим изоляционным материалом.
  • Завинчиваете обратно питание.
  • Радуетесь, если все прошло удачно, или огорчаетесь, если неудачно.

Коментарии к третьему способу
«Медленно его покручивая, находите такой момент, когда пропеллер при включении крутится без посторонней помощи (Это самое главное, а то блок питания сгорит!).»
Собственно, проблема-то заключается не в этом — вентилятор на блоке питания организует львиную долю воздухообмена, т.к. выкачивает воздух из корпуса. А если он этого делать не будет, то произойдет то же, что и у меня — блок питания работал нормально, но диски из CD-ROM вынимались печеные. После замены вентилятора вот уже полгода все ОК.
«Желательно часа 3-4 просто погонять блок питания, изредка щупая его пальцем — вдруг перегревается, тогда надо уменьшать сопротивление.»
А вот это вряд ли. Ему самому достаточно минимального потока воздуха, тем более не перегреется он в открытом состоянии. Сам ремонтировал/проверял. В общем, предупреждение о возможном перегреве относится к тем, у кого корпус излишне компактный или не обремененный дополнительными. вентиляционными отверстиями. А то ведь все что угодно пожечь можно — от саунда и до памяти… Особенно при столь популярном «разгоне» частотой шины.